Наши партнеры

Малярные работы

Как выбрать краску

Малярные работыИз всего многообразия лакокрасочных материалов  для внутренних работ наибольшее применение в последние годы находят латексные и алкидные краски и эмали. Хотя области применения этих материалов частично совпадают, химическая их природа совершенно различна. Алкидные краски и эмали, которые в обиходе часто называют масляными (впрочем, химик заметит, что это не совсем одно и то же), изготавливают на основе различных олиф или алкидных пленкообразующих. Латексные составы, другие названия которых — эмульсионные и воднодисперсионные, — это водные растворы полимеров (поливини лацетата и др.). И латексные, и алкидные краски выпускают различных цветов и оттенков, в продажу они поступают готовыми к применению.

Кроме собственно красок при выполнении малярных работ могут понадобиться растворители и разбавители, регулирующие вязкость красок, и сиккативы — вещества, ускоряющие высыхание лакокрасочных материалов.

Оштукатуренные, гипсобетонные и бетонные потолки и стены в жилых помещениях обычно красят латексными красками. Такой выбор определен замечательными свойствами воднодисперсионных составов: они относительно дешевы, быстро высыхают, дают приятную матовую поверхность с хорошими эксплуатационными свойствами. При работе случайные капли краски легко удаляются влажной тряпкой, а инструмент отмывается теплой водой. Наносить латексные составы можно на влажные поверхности, тогда как масляные — только на сухие. Важным качеством латексных красок является их негорючесть.

Однако, несмотря на достоинства воднодисперсионных красок, не все им «под силу». Для отделки интенсивно эксплуатируемых помещений с повышенными гигиеническими требованиями (ванные, кухни, прихожие и т.п.) не обойтись без алкидных (масляных) красок и эмалей. При окрашивании ими оштукатуренных и деревянных поверхностей образуются прочные, водостойкие, легко моющиеся покрытия, надежно защищающие деревянные конструкции от гниения, а оштукатуренные поверхности — от небольших механических воздействий.

Важным критерием в выборе типа краски являются оптические (зрительные) характеристики создаваемых ими покрытий, в частности, блеск, зависящий от отражательной способности окрашенной поверхности.

Матовые краски лучше скрывают поверхностные дефекты, но быстрее загрязняются и стираются. Полуматовые более долговечны и менее подвержены загрязнению. Эти достоинства еще более проявляются у полуглянцевых красок. Глянцевые краски — самые износостойкие. Покрытия, созданные ими, легко моются, но они подчеркивают все недостатки поверхности. Наибольшим блеском обладают глянцевые эмали и лаки, содержащие максимум пленкообразующих веществ.

Потолки, гостиную, холл и спальню лучше всего красить матовой краской, но можно и полуматовой; детскую — полуматовой или полуглянцевой; ванную, кухню, кухонные шкафы, деревянные детали и рамы окон - полуглянцевой, глянцевой или полуматовой.

Как рассчитать нужное количество краскиКак рассчитать нужное количество краски
1.    Определите длину периметра помещения. Например, комната 4x3 м имеет периметр 4+4+3+3=14 (м).
2.    Умножив длину периметра на высоту стен, вычислите их площадь. При высоте комнаты 3 м величина ее составит 14x3=42 (м2).
3.    Из найденной площади следует вычесть площадь дверей (около 1,9 м2 на стандартную дверь) и окон (приблизительно 1,4 м2 на каждое). Полученное число и будет искомой площадью.
4.    Рассчитайте необходимое количество краски исходя из нормы расхода ее на 1 м2, указанной на этикетке банки. При покупке краски лучше подстраховаться и приобрести ее немного больше расчетного количества.

Малярные инструменты и приспособления

Для окрасочных работ используют различные кисти, валики, краскораспылители. Лучшие жесткие кисти изготавливают из свиной щетины. На конце щетинок конусообразной формы имеется раздвоение, позволяющее получать покрытие высокого качества. Мягкие художественные кисти для тонких работ делают из шерсти колонка, белки. Применяют для изготовления кистей и синтетические волокна, кисти из которых по износостойкости превосходят натуральные.

Размер и форма кисти должны соответствовать виду работы:
•    для окраски масляными красками и эмалями предназначены кисти-ручники (КР) различных диаметров и плоские кисти (КП) разной ширины;

РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ ОКРАШИВАЕМОЙ ПЛОЩАДИ 6 м
•    для окончательного сглаживания следов кисти на свежеокрашенной поверхности используют широкие флейцевые кисти (КФ).

Площадь каждого окна примерно 1,4 м2
Окрашиваемая площадь составит 20 х 2,5 — (3x1,4+1,9) = 43,9 (м2)

Кроме того существуют кисти для отделочных операций, например, филеночные (КФК), щетки-торцовки, придающие поверхностям шероховатый вид («шагрень»).

Для получения высококачественного лакокрасочного покрытия кроме грамотного подбора кистей необходимо правильно ухаживать за ними. Накануне работы новую кисть следует вымыть в воде с мылом. Пучку волос или щетины следует придать конусообразную форму. Маляры-профессионалы достигают этого, используя вначале кисть для грунтования грубых шероховатых поверхностей, а затем очищают ее и применяют для окончательного окрашивания.
Перед работой латексными составами новые кисти рекомендуется в течение часа выдержать в воде. Кисть набухает и размягчается, а размягченный волос ровнее кладет краску. Перед окрашиванием эмалями и алкидными красками кисти, наоборот, следует просушить.

При работе кисть необходимо периодически поворачивать для равномерного износа по окружности. Обычно она считается пригодной при истирании волоса на 50-60 % длины.

Во время кратковременных перерывов при работе масляными красками кисти можно опустить в ведро с водой, скипидаром, керосином или держать в используемой краске. При этом щетина не должна касаться дна посуды. Кисти в деревянных оправах нежелательно держать в воде длительное время, так как дерево набухает, клей размокает и волос может вылезти.
По завершении работ кисти необходимо тщательно промыть. От олифы, красок и эмалей сначала отмывают в растворителях (уайт-спирите, скипидаре и др.), а затем в мыльной воде. После воднодисперсионной краски их моют в чистой теплой или горячей воде. Вымыв, кисти надо хорошо отжать и подвесить волосом вниз, придав ему форму факела, при необходимости следует слегка связать или обернуть кисть марлей. Высушив, их лучше хранить в сухом прохладном месте, завернув в пергаментную бумагу.

Для окраски больших площадей широко используют малярные валики. Нанесение краски валиком требует значительно меньших затрат времени, чем при работе кистью, особенно на шероховатых поверхностях. Валики позволяют получать покрытия хорошего качества вначале даже при отсутствии большого опыта работы.

Какие валики выбратьРабочие поверхности валиков покрывают коротковорсным мехом или губкой из поролона. Высота ворса определяет способность удерживать краску, а также гладкость наносимого покрытия. Коротковорсный материал обеспечивает получение наиболее гладких покрытий.
Малярные валики изготавливают нескольких типов:
BM — валики с меховым покрытием для окрашивания масляными красками, эмалями;
ВП — валики с поролоновым покрытием для работы латексными составами;
ВМУ — валики (меховые) для окраски углов.?

Валики типов ВМ и ВП бывают различной ширины (до 300 мм). В комплект валика при покупке может входить 2-5 запасных «рубашек». Кроме основных типов, существуют узкие, филеночные валики для нанесения декоративных филенок, окраски переплетов оконных рам. Декоративный вид, окрашиваемой поверхности, скрытие мелких дефектов обеспечивают накатные валики (устройства). Дополнительные приспособления к валикам — длинная ручка, позволяющая красить в труднодоступных местах, и ванночка (лоток), использование которой сокращает расход краски. Специальный малярный лоток необходим для отжимания избытка краски, набираемой валиком. Отжимают его, прокатывая по сетке, установленной в лотке.

Наиболее производительный инструмент для малярных работ — это краскораспылитель. Им за 1-1,5 мин. можно в один слой окрасить примерно 1 м2 поверхности. В продаже имеются краскораспылители как отечественного производства, так и импортные, предназначенные для распыления и латексных красок, и различных эмалей, красок, лаков. Основные узлы любого краскораспылителя: емкость для краски, электрический компрессор или насос и распыляющая головка. Питаются бытовые распылители от обычной сети напряжением 220 В, потребляемая мощность — 35-150 Вт. Сжатый воздух для распылителя можно подавать и от внешнего компрессора, важно, чтобы создаваемое им давление было не ниже ОИ МПа, а расход воздуха не менее 2 м3/ч. Примером простейшего распылителя с выносным компрессором служит насадка-пульвелизатор к бытовому пылесосу. Качество распыления эмульсий и красок в большой степени зависит от их вязкости, определяемой специальном прибором — вискозиметром. Если же вискозиметра в комплекте распылителя не оказалось, то простым способом контроля вязкости является наблюдение за падением капель: капли, падающие с частотой одной капли в секунду, не должны вытягиваться в нитку. Это соответствует вязкости 13... 16 с по вискозиметру.

Кроме перечисленных основных инструментов в малярном деле используют различные вспомогательные приспособления и материалы:
•    малярная рукавица для окраски труб и других криволинейных поверхностей;
•    брызгозащитный экран, полезный при окраске деревянных деталей;
•    отводные линейки для соединения мест, окрашенных в различные цвета;
•    защитные клейкие ленты, предохраняющие от загрязнения неокрашиваемые участки.

Технология малярных работ

Многие навыки в этом деле вроде умения держать кисть приходят сами собой. Вопрос в том, чтобы овладеть теми профессиональными секретами, знание которых позволяет работать быстро и безупречно.
Подготовка краски. Приобретенную в магазине краску в большинстве случаев достаточно слегка размешать. Слейте из банки верхний жидкий слой, перемешайте оставшуюся на дне гущу, влейте предварительно отлитую краску и перемешайте снова. Если краски не одна банка, а несколько, их содержимое может слегка разниться по цвету, особенно если краска из разных партий (номер партии указан на банках). В этом случае добейтесь однородности цвета «боксингом» (перемешивание краски многократным переливанием). Некоторые краски нужно также фильтровать или разжижать (разбавлять).

«Боксинг» Вылейте всю краску, предназначенную для работы, в ведро или иную емкость и перемешивайте до тех пор, пока она не станет однородной по консистенции и цвету. Эта процедура устраняет легкие различия ее цветовых тонов в разных банках. Разлейте перемешанную краску по банкам, плотно закройте все банки, кроме первой.

Фильтрование, Тщательно перемешайте краску, подняв гущу со дна каждой банки. Добейтесь, чтобы комков осталось как можно меньше. Затем сделайте «боксинг», перелив краску в ведро через грубый тканевый (марлевый) фильтр.
При длительном хранении красок (и в меньшей степени эмалей) может произойти расслоение материала. На дне банки образуется плотный осадок, содержащий пигменты и наполнители, над осадком — слой краски с пониженным количеством верху — сухая пленка. После вскрытия такой банки аккуратно подрежьте пленку по окружности и полностью удалите ее вместе с желеобразной массой, находящейся под ней. Слой чистого связующего слейте в отдельную емкость, а оставшуюся часть связующего перемешайте с осадком металлической лопаткой-мешалкой до образования однородной массы. Затем в полученную массу порциями в 3-4 приема добавьте ранее отделенное связующее, тщательно перемешивая массу после каждого добавления. В заключение процедите краску через марлю, после этого она будет готова к применению.

Разбавление. Длительное время хранившуюся краску требуется не только перемешать, но и разбавить до рабочей консистенции. Перемешивая краску, определите, надо ли ее разбавлять. Сделайте несколько пробных мазков размешанной краской, и если кисть оставляет бороздки (штрихи) или краска тянется за валиком, то ее надо разбавить. Добавив в краску либо миллилитров 30 воды (для латексных составов), либо такое же количество разбавителя (для алкидной краски), хорошенько размешайте и еще раз проверьте, как она ложится на стену. Делайте это до тех пор, пока на окрашиваемой поверхности не останется ровная пленка, но будьте внимательны, не сделайте краску слишком жидкой. Если же, несмотря на все усилия, краска все равно не течет или плохо ложится на стену, причиной может быть неверный выбор инструмента или плохая подготовка рабочей поверхности.

Малярные работы кистью. Кистями красят деревянные детали, мебель и поверхности с грубой текстурой, а также границы участков окрашиваемых валиками стен и потолков — кисть равномерно наносит краску и она лучше «управляема». Правда, эти ее достоинства проявляются лишь при верном подборе типа и размера и правильном захвате ручки кисти рукой.

Никогда не пользуйтесь плоской кистью (типа КП), ширина которой превышает ширину окрашиваемой поверхности. Попытка использовать боковую сторону кисти приводит к изгибу щетины и утрате формы кисти.

Держать малярную кисть следует свободно, не зажимая ее в руке. Большой палец должен «подпирать» кисть снизу, а остальные пальцы, лежащие сверху, направлять ее движение. Пальцами держат кисть не за рукоятку, а за обжимное кольцо (манжету). Можно, если так удобнее, держать небольшую отделочную кисть подобно карандашу. В обоих случаях рукоятка инструмента лежит в изгибе между большим и указательным пальцами. Конечно, если кисть большая, можно ухватиться за рукоятку, как за теннисную ракетку.

Как красить кистью. Стены и потолки красят секциями шириной по 1,5-2 м, каждую последующую с нахлестом на предыдущую. Краску на стены наносят вертикальными мазками, на потолки — перпендикулярно окну, на деревянные детали — мазками вдоль волокон. Качество работы зависит от выбора кисти, объема краски на ней, количества сделанных мазков и силы нажима на кисть.

1.    Окунание кисти в краску. Кисть опускайте в банку вертикально, погружая щетину в краску на одну треть. Вертикальным же движением вынимайте кисть и, слегка постучав ею о внутреннюю стенку ведра или банки, удалите излишек краски. Не снимайте излишек краски об обод емкости, так как это влечет за собой износ и кустование щетины, загрязнение обода.

2.    Нанесение краски на поверхность. Держа кисть под углом 45° к поверхности, нанесите краску длинным равномерным мазком с перехлестом на предыдущий. При этом окрашиваемой поверхности кисть должна касаться всей щетиной.

3.    Растушевывание краски. Теперь равномерно растушуйте краску по окрашиваемому участку, перенося ее с окрашенных мест на неокрашенные длинными равномерными мазками. Сила нажима на кисть должна быть достаточной для того, чтобы щетина размялась, захватывала и переносила частицы краски. Количество движений кистью должно быть минимальным, т.к. в результате многократного разравнивания растворитель из краски улетучивается быстрее, ухудшается ее розлив, а на поверхности остаются штрихи.

4.    Лессировка. Закончив мазок, самыми кончиками щетины заведите края окрашенного участка «хвостами». Для этого, заканчивая мазок, плавно отрывайте кисть от поверхности, в результате пленка покрытия становится на краях тонкой и хорошо смешивается со смежными мазками.

Продолжение темы

Малярные работы. Часть 2

Малярные работы. Часть 3